on 01 Июнь 2022.
Открытие Центра образования Точка роста
Смеси
9 февраля прошло занятие по теме «Смеси», на котором ребята познакомились с понятием «смесь», узнали о существовании однородных и неоднородных смесей.
16 февраля ребята познакомились со «Способами разделения смесей» и на практике осуществили разделение смеси «сера + железо» и «вода + песок + опилки».




Приемы обращения со спиртовкой. Строение пламени
2 февраля 2023 года состоялось занятие по внеурочной деятельности на тему «Приемы обращения со спиртовкой. Строение пламени».
На этом занятии ребята познакомились со строением спиртовки, узнали, что пламя состоит из трех зон. Ребята исследовали каждую зону пламени, внося в нее лучинку. Каждый из учащихся потренировался в закреплении пробирки в держателе, научился зажигать и тушить спиртовку. Ребята провели два эксперимента, в которых необходимо было нагревание вещества: 1) Нагревание воды до 1000 2) Разложение малахита и обнаружение углекислого газа при разложении.
На этом занятии дети узнали, какой частью пламени следует пользоваться при нагревании, как держать пробирку с веществом при нагревании, научились пользоваться газоотводной трубкой.




Лабораторная работа «Зависимость транспирации и температуры от площади поверхности листьев» на кружке «Эколаб».
На одном из занятий кружка «Эколаб» ребята пытались ответить на вопрос, почему вблизи растений воздух всегда кажется более влажным и прохладным? Опытным путём было решено проверить, действительно ли растения испаряют воду и зависит ли испарение от площади поверхности листьев.
Для проведения эксперимента использовали компьютер с программным обеспечением, датчики температуры и влажности, комнатные растения: лилия амазонская и пеларгония. Поместили два листа растения в целлофановый пакет, опустили в него датчики, чтобы они не касались стенок пакета и листьев растения. Завязали пакет бечевкой. Проводили измерения влажности и температуры в течение 15 минут.
Затем поместили четыре листа растения и проделали то же самое.
В итоге пришли к выводу, что транспирация (испарение) пропорциональна площади поверхности листьев. Чем больше площадь поверхности листьев, тем больше транспирация. Изменения температуры не наблюдалось. Она изменялась в пределах погрешности. Значение транспирации для растения заключается в том, что вместе с водой по растению передвигаются поступившие в него минеральные элементы; транспирация понижает температуру листа и защищает его от перегрева.




Лабораторная работа «Измерение влажности и температуры в разных зонах класса».
Растительность, обладая большой испаряющей способностью, оказывает заметное
влияние на влажность и температуру воздуха, вызывая положительные теплоощущения
человека. Зелёные насаждения как бы регулируют влажность.
Влажность воздуха в лесу всегда выше, чем в городе. Температура около растения ниже, чем вдали от него. Умело применяя влаголюбивые растения и используя их качества, на территории с повышенной относительной влажностью (выше 70%) последнюю значительно можно снизить.
Участники кружка «Эколаб» решили проверить это. Поставили цель: определить и сравнить влажность и температуру воздуха в классе и около растения. Для проведения эксперимента использовали компьютер с программным обеспечением, датчики температуры и влажности, комнатные растения.
На 4 листа растения надели целлофановый пакет, поместили туда датчики температуры и влажности, чтобы они не касались стенки пакета. Также положили датчики рядом с растениями и вдали от растений. Регистрировали данные температуры и влажности в классе и около растения в течение 15 минут. Сохранили и изучили графики, данные замеров занесли в таблицу.
Пришли к выводу, что температура в классе выше, чем около растения. Со временем температура в классе увеличивается, а около растения уменьшается;
влажность в классе меньше, чем около растения. Со временем влажность в классе
уменьшается, а около растения увеличивается.





Муниципальные соревнования по робототехнике «РобоФинист»
27–28 января 2023 года на базе центров «Точка роста» Озерновской и Верхнепашинской школ учащиеся нашей школы Печерский Валерий, Бадоян Элгуджа и Должиков Сергей приняли участие в муниципальных соревнованиях по робототехнике «РобоФинист».
Ребята на протяжении двух дней решали разнообразные задачи «Практической олимпиады Лего», они продемонстрировали свои знания и умения в области робототехники по преодолению лабиринта, движению вдоль линии, манипулированию различными объектами.
По результатам «Практической олимпиады Лего» команда нашей школы заняла второе место!
Поздравляем ребят и желаем дальнейших успехов в робототехнике!
Результаты команд, фото и видео соревнований можно посмотреть на портале «РобоФинист». Победители соревнований


Квест-игра «Путешествие в мир исследований»
3 февраля 2023 года в Центре образования «Точка роста» состоялась сетевая квест-игра «Путешествие в мир исследований», в которой приняли участие учащиеся МБОУ Абалаковской СОШ № 1, МБОУ Высокогорской СОШ № 7, МБОУ Новокаргинской СОШ № 5.
В ходе игры командам нужно было совершить путешествие по 4 станциям «Химическая», «Биологическая», «Физическая» и «Роботехника». На каждой станции ребята с увлечением проводили исследования, решали логические задачи, конструировали.
В результате команды были награждены грамотами.



День российской науки
6 февраля 2023 года на базе центра образования «Точка роста» прошли внеурочные занятия «Разговор о важном», посвященные Дню российской науки.
Учащиеся начальной школы узнали о празднике «День российской науки», важности изобретений и открытий в жизни каждого человека. Им рассказали об открытии в Санкт-Петербурге первой в России Академии наук, об изобретениях И. П. Кулибина, открытиях российских ученых в современном мире. Ребята выполнили интерактивные задания. Важным моментом стало обсуждение личного опыта учеников, связанного с их интересами и предпочтениями в области различных наук.
В 5-7-х классах разговор на занятии начался с микроскопа, который может увеличить мир в миллион раз и дает понять, как могут выглядеть обычные предметы. В результате выполнения интерактивного задания ребята поняли, что именно изображено на картинке при увеличении электронным микроскопом. Они увидели, как выглядят глаз жука, семя одуванчика, кожа акулы.
Старшеклассники на разговоре о важном узнали, что российские ученые во многом определили то, что сейчас происходит в радио- и телевещании, авиации, космической отрасли, изучении Арктики и Антарктики, в фундаментальных областях мировой экономики, физики, химии и т. д.





Совместное занятие участников кружков «Эколаб» и «Естественнонаучной лаборатории юных исследователей» по теме «Определение качественного состава воды р. Галкина».
19 декабря на базе центра «Точка роста» в химической лаборатории состоялось совместное занятие участников кружков «Эколаб» и «Естественнонаучной лаборатории юных исследователей», на котором ребята продолжили работу над проектом «Определение качественного состава воды р. Галкина».
Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Вода! Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не возможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты-сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете…».
На самом деле вода – уникальное вещество. Она не имеет цвета, запаха, вкуса, она прозрачная. Но это свойства чистой, т. е. дистиллированной воды. А нас окружает вода с примесями. И этой водой мы пользуемся в быту: варим пищу, стираем, моем посуду и т. д.
Питьевая вода, которой мы пользуемся, содержит в себе примеси, об этом свидетельствует накипь на стенках и спиралях бытовых приборов, а так же осадок, который выпадает при длительном хранении воды. Что же является примесями в воде? Такая цель была поставлена на данном занятии.
Исследовали воду из р. Галкина, которая протекает в с.Абалаково. Сначала ребята рассмотрели органолептические свойства воды: запах, цвет, прозрачность, вкус. Далее были проведены химические исследования воды на наличие ионов. Для этого использовалсь качественные реакции: на наличие катионов Fe3+, Са 2+, анионов SO4 2-, CO3 2-, Cl-, PO4 3-. Участники пришли к следующему выводу: вода из р. Галкина имеет бурую окраску, т. к. в ней присутствуют ионы железа (III).
Занятие прошло плодотворно, была проделана большая работа. Все участники остались довольны своей работой!









Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука».
На уроке биологии в 5 классе при изучении темы «Строение клетки» ребята выполняли лабораторную работу «Строение клеток кожицы чешуи лука». Занятие проходила с использованием оборудования центра «Точка роста», а именно, цифровых микроскопов. Пятиклассники самостоятельно готовили микропрепарат, рассматривали его под микроскопом при малом и большом увеличении, зарисовывали несколько клеток в тетради, подписывали основные части клетки и делали выводы.



Лабораторная работа «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках растений».
12 декабря участники кружка «Эколаб» выполняли лабораторную работу «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках растений». Лабораторное изучение процесса плазмолиза на примере растительных клеток кожицы лука, позволяет изучить основные свойства клеточной мембраны, а также провести сравнительный анализ между клетками растений и животных.
Причиной плазмолиза является понижение водного потенциала раствора, в котором
находятся клетки лука. В следствие чего вода покидает пределы клетки и протопласт отстает от клеточной стенки. Если водный потенциал клетки и раствора выровнять, то протопласт восстановит свой объем и произойдет деплазмолиз. При продолжительном плазмолизе возможно нарушение проницаемости мембран клеток и как следствие, отсутствие деплазмолиза.
Благодаря электронным микроскопам ребята смогли понаблюдать процессы плазмолиза и деплпзмолиза на мониторе компьютера и даже сделать фотографии. В итоге юные исследователи смогли сделать описание процессов, происходящих в клетках в гипертоническом и гипотоническом растворах.


Лабораторное занятие «Химические свойства классов неорганических веществ»
Данное занятие проводилось в рамках Естественнонаучной лаборатории «Юные исследователи». Используя оборудование центра «Точка роста», а именно, набор химических реактивов, ребята проводили химические эксперименты. Анализируя результаты, они делали выводы: с каками веществами вступают в реакцию кислоты, основания, соли. У ребят была возможность убедиться в этом на практике, закрепить и применить свои знания и умения в действительности. Таких занятий было 4, т. к. этот вопрос есть в материалах ОГЭ (задания № 23, 24).
Лабораторное занятие по теме «Качественные реакции»
Данное занятие проводилось в рамках Естественнонаучной лаборатории «Юные исследователи». На этом занятии ребята, используя оборудование центра «Точка роста», а именно, набор химических реактивов, познакомились с понятием «качественные реакции».
"Качественные реакции "- это реакции, которые используются в химии для обнаружения заданного вещества. Таких реакций очень много. Сначала ребята получили информацию о таких реакциях, записали алгоритмы в тетрадях, а затем проводили эксперименты по обнаружению заданных катионов и анионов.
Так как эта тема экзаменационная (задание № 17 в ОГЭ), таких занятий проводилось несколько. Ребята отработали навыки в проведении химического эксперимента и в написании химических уравнений.
Лабораторнаое занятие по теме «Исследование растворов кислот, щелочей, воды на рН среду при помощи индикаторов»
Занятие проводилось для учащихся 7 класса в рамках внеурочной деятельности (кружок «Химия вокруг нас»).
Кислоты очень едкие вещества. Убедиться в этом можно на своем опыте, если хоть раз испытывали изжогу. Человек испытывает чувство жжения в пищеводе и кисловатый привкус во рту. Щелочи являются не менее едкими веществами. В организме человека, как и и кислоты, присутствуют щелочи. Примером тому желчь человека.
Поскольку растворы химических кислот и щелочей являютя неокрашенными, а пробовать на вкус их нельзя, то для их обнаружения используют вещества индикаторы (лакмус, метилоранж, фенолфталеин). Индикаторы — это соединения, которые позволяют качественно показать изменение кислотности раствора.
В три стакана были налиты растворы: 1) кислоты 2) дистиллированной воды 3) щелочи. Ребята исследовали растворы при помощи индикаторов, сравнивали с таблицей индикаиоров (или с эталонной шкалой цвета) и делали выводы о среде данного раствора.
Лабораторное занятие на тему «Определение состава водопроводной и дистиллированной воды»
Данное занятие проводилось в рамках Естественнонаучной лаборатории «Юные исследователи». На занятии использовалось оборудование центра «Точка роста», а именно датчик электропроводности.
Целью работы было: сформировать у школьников представление, что свойства чистого и загрязнённого вещества различаются, и осознание того, что для опытов нужно использовать дистиллированную воду.
Водопроводная вода содержит растворённые соли, которые влияют на её свойства. В частности, примеси солей обусловливают электропроводность водопроводной воды.
Дистиллированная вода не содержит солей, а значит, будет обладать меньшей электропроводностью. Таким образом, с помощью датчика электропроводности можно отличить дистиллированную воду от водопроводной. При помощи прибора электропроводности ребята определяли, какая вода проводит ток: водопроводная или дистиллированная
Кроме физических методов анализа, можно использовать химические методы для определения качества воды. При действии различных реагентов соли в водопроводной воде дают специфические реакции, например помутнение. Появление мути в воде обусловлено образованием нерастворимого в воде осадка. В дистиллированной воде нет солей. Поэтому помутнение не наблюдается. При помощи химических реактивов ребята определяли в воде ионы хлора и сульфат-ионы.
Определяли состав воды с помощью выпаривания. На предметное стекло наносили каплю воды и нагревали на пламени спиртовки. Рассматривали остаток на стекле с помощью электронного микроскопа.
Ребята, проведя все эксперименты, доказали, что дистиллированная вода не имеет солей в своем составе, а водопроводная вода — имеет. Поэтому они обладают разными свойствами.



Исследование на кружке «Эколаб»
На базе центра образования естественнонаучной направленности «Точка роста» в биологической лаборатории проходят занятия участников кружка «Эколаб». На кружке ребята занимаются исследованием природы и экологии своей местности – села Абалаково.
Так в течение сентября-октября участники посвятили свою деятельность исследованию реки Галкина. Выяснили, какие растения и животные обитают в реке и как они адаптировались к общим свойствам водной среды. Ребята брали пробы воды и определяли такие органолептические показатели, как запах воды, прозрачность воды, цвет и окраску воды. Также измерили pH показатель воды из реки Галкина.
На одном из занятий ребята обобщили и представили материал, собранный за время изучения раздела. В результате получился своеобразный «паспорт» состояния воды реки Галкина. Материал будет дорабатываться на занятиях и представлен на школьной НПК.









Кружок «Робототехника»
Продолжает кипеть работа на кружке Робототехники. Подведем итоги за первый квартал этого учебного года.
Пятиклассники собирают роботов по инструкции. С помощью подробных алгоритмов они набираются опыта в способах соединения деталей, узнают, как правильно присоединять провода к блоку управления, двигателям и датчикам. Также на этом этапе ребята научатся включать и выключать блок питания, запускать программу и подключать к блоку питания свой смартфон. Инструкцию и соответствующий механизм можно выбрать из 8 предложенных вариантов.
Шестиклассники занимаются творческой и информационно-поисковой работой. Перед ними ставится задача, решить которую они могут, разрабатывая собственную конструкцию. Можно использовать различные доступные источники информации. Во второй половине октября была поставлена задача разработать устройство для участия в гонке управляемых роботов в рамках кружка Робототехники. И в конце октября, перед каникулами, эти соревнования были проведены. Победителем стал Печерский Валерий. Ему удалось собрать самого быстрого робота. В чем же секрет его успеха? — спросите вы. Если другие участники присоединяли колеса к двигателю напрямую, и скорость этих управляемых роботов была практически одинаковой и успех зависел только от умения управлять, то Валерий присоединил колеса через шестеренчатую пару, которая значительно повысила крутящий момент и, соответственно, скорость вращения ведущих колес. И хотя это немного в худшую сторону повлияло на управляемость робота, тем не менее, его управляемая машина приходила на финиш первой. Еще раз поздравляем победителя.
Сейчас перед шестиклассниками стоит задача собрать механизм захвата, способный поднимать предметы на высоту более 10 см. Приоритетными критериями являются универсальность, надежность конструкции и грузоподъемность.
Семиклассники и другие старшие ребята изучают настройку ультразвукового датчика и датчика света. Перед ними стоит сложная задача — научиться программировать робота на движение по черной линии и в лабиринте.







Практикум по биологии: лабораторные работы «Транспирация у растений», «Гуттация у растений»
В биологической лаборатории на практикуме по биологии в 11 классе прошла серия занятий, посвящённых явлению транспирации и гуттации у растений. С помощью датчиков температуры и влажности воздуха на примере растений в кабинете биологии ребята выясняли зависимость транспирации и температуры от площади поверхности листьев, определяли условия гуттации и транспирации у растений. Все данные ученики заносили в таблицу и делали выводы, на практике выясняя причины явлений.


Лабораторная работа «Значение кутикулы и пробки в защите растений от испарения»
На одном из занятий участники объединения «Эколаб» с помощью оборудования центра «Точка роста» выясняли роль кутикулы и пробки в защите от испарения воды с поверхности корней, побегов и клубней.
Для выяснения защитной роли кутикулы и пробки ребята взяли по два примерно одинаковых (взвесили на весах) клубня картофеля, покрытые пробковой тканью, и два яблока, покрытые кутикулой. По одному из них очистили, то есть сняли слой покровной ткани ножом. Измерили с помощью цифрового датчика влажность воздуха в помещении. В полиэтиленовый пакет по очереди помещали образцы и включали цифровой датчик относительной влажности воздуха. Затем рассчитали, на сколько процентов возросла относительная влажность воздуха в каждом пакете. В итоге ребята пришли к выводу, что чем толще кутикула и пробка, тем ниже интенсивность испарения.



Экскурсия в «Точку роста»
В сентябре 2022 года в Центре образования «Точка роста» прошли экскурсии для учащихся 2–9 классов. Ознакомительную экскурсию для них провели учителя химии, биологии, физики, педагог дополнительного образования.
Школьникам рассказали, какие занятия проходят в Центре образования «Точка роста», чему здесь можно научиться. Также ребята познакомились с современным оборудованием кабинета, названиями приборов.
Учитель физики Степанов А. А. и учитель химии Первухина Г. В. провели увлекательные физические и химические опыты, учитель биологии Бутылина Н. А. продемонстрировала как с помощью микроскопа происходит погружение в таинственный и увлекательный мир, где можно узнать много нового и интересного. Педагог дополнительного образования Тулупов Ю. В. показал, что робот может сам нарисовать по заданному рисунку, продемонстрировал наборы по робототехнике и каких роботов собрали учащиеся кружка.
Желаем всем ребятам побыстрее влиться в дружную семью центра естественнонаучной и технологической направленностей «Точка роста», новых проектов, исследований и достижений!






Родительское собрание «Разговор о важном»
19 октября 2022 года в МБОУ Абалаковской СОШ № 1 состоялось общешкольное родительское собрание «Разговор о важном», на котором директор школы Юшкевич Е. И. рассказала о том, что благодаря федеральному проекту «Современная школа» на базе нашей школы 1 сентября был открыт Центр образования естественнонаучной и технологической направленностей «Точка роста», приобретено современное оборудование для лабораторий по физике, химии, биологии, а также для занятий по робототехнике. Благодаря такому центру обучающиеся нашей школы смогут всесторонне развиваться, открывая для себя новые возможности.
Родителям был представлен видеоролик о целях и задачах деятельности Центра образования «Точка роста», какие образовательные программы реализуются на базе Центра образования.